среда, 9 ноября 2016 г.

Стимуляция звукоподражаний

Формирование собственной речи начинается со стимуляции звукоподражаний, которые соотносятся с игрушками, предметами, животными.
Звук «у».«Это дудочка. Я сыграю на дудочке у-у-у. Ты сыграй на дудочке. Мы сыграем на дудочке. Это паровоз. Паровоз гудит у-у-у! Поиграй в паровоз. Как он гудит? (у-у)».
Звук «а».«Я качаю куклу: «А-а-а!» Девочка качает куклу: «А-а-а!» (на картинке). Мама качает дочку. Как мама качает? (а-а). Покачай куклу сама! Как ты качаешь куклу?»
Звук «о».«У мальчика болят зубы (на картинке). Он стонет: «О-о-о!» У меня болят зубы: «О-о-о!» Как стонет мальчик? (о-о)».
Слог «уа». «Кукла Аня плачет: «УаУа!» Как плачет кукла? Аня плачет «УаУа!» (на картинке). Как плачет Аня?»

Звук «и».«Это лошадка (конь). Конь ржет: «И-и!» Как ржет конь?»


Далее важно стимулировать произнесение лепетных (облегченных) слов, которые вызываются у ребенка по подражанию и соотносятся с определенным лицом, предметом или действием. Выбирая лексический материал, важно использовать те звуки, слоги и слова, которые уже произносятся ребенком или потенциально могли появиться. Хотя произносительные возможности детей с церебральным параличом могут быть различны и индивидуальны, все-таки необходимо пробовать использовать следующие согласные звуки: м, п, б; г, к, х; в, ф; т, д, н и их мягкие варианты. При этом использовать слова и звукоподражания, которые наиболее близки ребенку, понятны в определенные периоды жизни и тем самым обеспечивают максимальную мотивацию для использования их в экспрессивной речи: 

Собака лает «ам-ам», «ав-ав». Киса мяукает «мяу-мяу». Гусь кричит «га-га-га». Курочка поет «ко-ко-ко». Птичка пищит «пи-пи-пи». Овца блеет «бе-бе». Коза блеет «ме-ме». Кукушка кукует «ку-ку». Корова мычит «му-му». Машина гудит «би-би». Колокольчик звенит «динь-динь». Молоток стучит «тук-тук».

Позже для стимуляции произнесения слов и звукоподражаний можно использовать яркие предметные картинки с достаточно четким изображением, максимально приближенным к оригиналу. При этом применяются различные упражнения:
а) Ребенок узнает предметы, игрушки или их изображения на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражания, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»).
б) Игра «Что пропало?»: педагог убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание. Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»); Что улетело? (самолет: «У-у-у!»); Кто убежал ? (волк: «У-у-у!»).
в) Игра «Положим спать» (проводится с игрушками):
• Звук «а» - Мы укладываем спать куклу:
«Кукла-куколка, бай-бай, спи спокойно, засыпай: «А-а, а-а, а-а».
• Звук «у» - Мы укладываем спать бычка:
«На кроватке спит бычок, он улегся на бочок: «У-у, у-у, у-у».
• Звук «и» - Мы укладываем спать мышку:
«Захотела мышка спать и полезла под кровать: «И-и, и-и, и-и».
г) Игра «Спрячь кошку, корову, лялю». Побуждение ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением.
д) Игра «Кто позвал?» Педагог дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать игрушку или соответствующую картинку.
Затем можно приступить к формированию произнесения общеупотребительных слов. Кроме слов, обозначающих предметы, ребенку предлагаются слова, обозначающие действие: «дай», «на», «возьми», «упал (бах)», «хочу», «буду», «иди». Постепенно запас произносимых слов расширяется. При этом постоянно осуществляется стимуляция речевого общения на доступном уровне.
Следующим этапом логопедической работы является формирование произнесения простой фразы. На занятиях детям, по мере усвоения, предъявляются новые слова, усложняющиеся по звуко-слоговому составу. Пассивный и активный словарь ребенка составляют названия предметов, которые ребенок часто видел, и действий, которые совершил сам или которые совершали его близкие. Для подражания детям предлагаются двухсловные предложения следующей структуры:
· обращение + повеление, выраженное глаголом в повелительном наклонении («Мама, дай». «Папа, на». «Баба, иди». «Тата, бай-бай». «Тома, уа-уа». «Вава, бам-бам». «Оля, ау». «Аня, на». «Ваня, дай».).
· повеление + названия предметов («На мяч». «Дай ав-ав». «На га-га». «Дай утю».);
· вопрос + названия предметов («Где би-би? Вот би-би».).

Примерный словарь звукоподражаний

Слово-звукоподражание

Барабан бам-бам-бам

Упал бах, бабах

Качаться, качели кач-кач

Дождик кап-кап

Гусь га-га-га

лягушка ква-ква

Дай, дать? дай

Собака аф-аф

Ворона кар-кар

Спать а-а-а, бай-бай

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
Обязательно используйте картинки или фигурки животных. Разучивайте звукоподражания в игре. Например: «Давай ты угостишь корову сеном, а она скажет тебе Му – спасибо!».

Подражание бытовым шумам

Часы тикают – ТИК — ТАК

Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)

Кукла топает – ТОП — ТОП

Молоток стучит ТУК — ТУК

Ножницы режут ЧИК — ЧИК

На качели качаемся КАЧ — КАЧ

Кушаем морковку ХРУМ – ХРУМ

Машина едет БИ — БИ

Пила пилит ВЖИК — ВЖИК

Комментариев нет:

Отправить комментарий